Малым сельхозпредприятиям в северных регионах нужна господдержка

0 43

Посевная кампания 2022 года рискует стать сложной. Уже на начало февраля был исчерпан лимит на льготные кредиты для сельхозпроизводителей, которым для этой работы необходимы семена, удобрения, горюче-смазочные материалы и прочие ресурсы, позволяющие успешно закончить весенний сев. Власти рекомендуют аграриям обращаться за коммерческими кредитами, однако представители АПК предупреждают, что это может подстегнуть рост цен на продукты. Как сообщили в пресс-службе Минсельхоза РФ, вице-премьеру Виктории Абрамченко направлено предложение выделить из резервного фонда правительства на льготные кредиты дополнительно пять миллиардов рублей. Опыт сыровара Олега Сироты доказывает, что российский фермер может быть успешным. Фото: Антон Денисов/РИА Новости Опыт сыровара Олега Сироты доказывает, что российский фермер может быть успешным. Фото: Антон Денисов/РИА Новости

По мнению представителей отрасли, этот вид поддержки АПК имеет тенденцию к сокращению. Если в 2021 году было выдано 31,5 миллиарда рублей на финансирование полученных ранее займов и около 15,6 миллиарда на новые кредиты, то в 2022 году эти суммы сократились до 19,6 и 1,5 миллиарда соответственно. Напомним, эти средства предоставляются на срок до года по ставке до пяти процентов годовых и могут расходоваться на текущую деятельность сельхозпредприятий. Предназначаются они для растениеводов, производителей молока и мяса, а также для переработки.

Наибольшие трудности переживают сейчас крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) и владельцы личных подсобных хозяйств. Эта проблема особенно остра в северных регионах, где заниматься сельским хозяйством из-за сурового климата особенно сложно. По словам главы ассоциации "Фермеры Русского Севера" Архангельской области Михаила Силантьева, небольшим сельхозпроизводителям сегодня недоступны никакие кредиты — ни льготные, ни коммерческие. Об этом говорит и статистика: КФХ и индивидуальные предприниматели Архангельской области за 2021 год производство куриных яиц снизили почти на 50 процентов, скота и птицы на убой в живом весе — на 16,7 процента, поголовье скота — на 10,2 процента.

— У небольших предприятий в принципе нет возможности брать кредиты, — подчеркивает Михаил Силантьев. — Представители Россельхозбанка говорили мне, что в Архангельской области они с большим трудом за год находят около пяти новых заемщиков. Чтобы получить кредит, нужно показать, что денег у тебя больше, чем ты собираешься взять у банка. Иными словами, чтобы взять кредит, нужно доказать банку, что на самом деле кредит тебе не нужен. Одно из главных условий кредита — это залог, которым малый бизнес попросту не располагает. Если техника эксплуатируется больше трех лет, то залогом она быть уже не может. А дома или квартиры у малых производителей чаще всего уже давно заложены.

Регионы решают этот вопрос по-разному. В Вологодской области действуют схемы, в рамках которых производитель может взять технику в лизинг на время уборочной кампании, хотя это достаточно сложно и видов техники предоставляется в лизинг недостаточно. Тем не менее аграрии на Вологодчине могут брать технику в лизинг без залога и первого взноса, оплачивая ее уже после уборки урожая. Кроме того, в Вологодской области фермеры имеют возможность поставлять свою продукцию в бюджетные учреждения. Но в Архангельской области этого нет. Подавляющее большинство архангельских фермеров уже отказались от этого статуса и оформились как самозанятые, чтобы не платить излишних налогов, а своей продукцией они торгуют чаще всего нелегально. Де-факто в сельскохозяйственной отрасли региона действует принцип "легче завозить, чем производить самим".

Небольшим сельхозпроизводителям сегодня практически недоступны никакие кредиты — ни льготные, ни коммерческие

Аналогичной можно назвать ситуацию и в Мурманской области. По словам владельца пушного хозяйства и трех КФХ Константина Герасимова, действующие фермерские хозяйства в регионе можно пересчитать по пальцам одной руки, и те уже давно балансируют на грани закрытия. Как правило, региональные власти финансово поддерживают только крупные сельхозпредприятия. Мелким же достаются крохи, которые погоды не делают. В частности, недавно пришлось ликвидировать свиноферму в городе Апатиты, поскольку кормить свиней стало попросту нечем.

— Закупочная цена, по которой мы сдаем молоко переработчикам, с 28 рублей выросла до 29,2 рубля за литр, — подчеркивает Константин Герасимов. — А цены на горючее и комбикорма увеличились в разы. Например, четыре года назад машина комбикорма стоила примерно 260 тысяч рублей при закупочной цене молока 28 рублей. Сегодня машина комбикорма обходится уже в 500 тысяч или больше, в зависимости от содержания протеина. Да, сумму грантов для сельхозпроизводителей увеличили с 2,5 до пяти миллионов. Но что купишь на эти пять миллионов?

Это подтверждает и Михаил Силантьев: в каждом из 19 районов Архангельской области действует одно-два КФХ, и тенденция сворачивания их деятельности продолжается. Аграрии объясняют это тем, что чиновникам гораздо проще работать с крупными хозяйствами, которых в Поморье около десятка, чем с сотнями фермеров. При этом общий объем ежегодной государственной поддержки сельхозпроизводства составляет порядка 1,1 миллиарда рублей, сообщает региональное министерство агропромышленного комплекса и торговли.

Малому сельскохозяйственному бизнесу сегодня как воздух необходимы кооперативы, и государственная поддержка должна быть направлена на их создание, убежден Михаил Силантьев. Существуют Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и госпрограмма по ее поддержке, который фактически не работает. Между тем это одна из наиболее успешных сельскохозяйственных практик в мире. Например, известная марка "Валио" представляет собой большое количество мелких фермеров, объединенных в кооперативы разной специализации — одни производят продукцию, другие занимаются ее переработкой, третьи упаковывают.

— Чиновники заявляют, что в рамках госпрограммы поддержки кооперации один кооператив может получить до 70 миллионов, — добавляет Михаил Силантьев. — Но Минсельхоз РФ каждый год подписывает с регионами договоры о том, что регион, создавший порядка пяти кооперативов, может получить 10-15 миллионов рублей. Однако сегодня один трактор стоит около пяти миллионов, небольшая линия по розливу молока — от трех миллионов. А еще расходы на упаковку и маркировку.

По мнению эксперта, следует воспользоваться опытом Норвегии, которая за 30 минувших лет сумела создать с нуля эффективное сельхозпроизводство. Созданием ферм там занималось само государство за бюджетные средства, а затем предоставляло их желающим, которые через определенный срок получали возможность стать их собственниками. В такой схеме сегодня особенно нуждаются представители АПК северных и арктических регионов.

P. S.

Личные подсобные хозяйств (ЛПХ) граждан, на долю которых приходится большая часть производства картофеля и овощей в России, могут получить государственную поддержку. Замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут подчеркнула, что в текущем году гражданам, ведущим ЛПХ и оформленным в качестве самозанятых, впервые стали доступны субсидии. Министерство также планирует проработать возможность включить ЛПХ в систему льготного кредитования.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять