Вологодские реставраторы восстановили ценный памятник русской иконописи 18-го века

0 8

Вологодские реставраторы восстановили ценный памятник русской иконописи 18-го века.

В Вологодском филиале Центра Грабаря завершена реставрация иконы «Святые преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новозерский» из фондов Череповецкого музейного объединения.

Икона была написана в 1738 году на доске из елового рубленного теса. Это достаточно крупный экземпляр – размеры 132 х 104,5 х 4,5 см.

– Первоначальная живопись иконы находилась под наслоениями сильно потемневшей, разложившейся олифы и записи 19 века. В результате проведенных исследований и выполненных реставрационных работ выявлена авторская живопись хорошей сохранности с примечательными особенностями, – говорится на странице Центра Грабаря.

С памятником работала художник-реставратор высшей категории Вологодского филиала Центра Грабаря Тамара Петровна Рыбакова.

В процессе работы реставратор исследовала вкладную авторскую надпись на позёме и выяснила, что икону написал местный пошехонский крестьянский иконописец по заказу крестьянской общины деревни Пустошки в 1738 году.

– Живописец, писавший икону, не чужд погрешностей в рисунке и пропорциях человеческой фигуры, он избегает цветового богатства и динамики окружающего мира. Коренастые фигуры преподобных твёрдо приземлены и статичны, а жёсткая прорисовка складок их одежд, лишённая полутонов, превращает изображение святых в плоскостно-графические силуэты, напоминая графику русских лубков 18-го-19-го веков. Это впечатление усиливается и аскетизмом колорита живописи иконы. Но в то же время одежды преподобных залиты золотыми и серебряными лучами священных сфер. Таким образом выявляется и утверждается главная художественная идея произведения, свидетельствующая об отрешении святых иноков от ценностей земной жизни и об их неразрывной связи c божественным миром, – поясняют реставраторы.

Икона «Святые преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новозерский» – ценный памятник русской иконописи 18-го века. По мнению реставраторов, она может стать эталоном для атрибуции множества анонимных икон этого времени, происходящих из сельских церквей Русского Севера.


Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять