Новое культурное пространство в Вологде открылось на средства инвесторов, пожелавших остаться неизвестными
Новое культурное пространство «Дом с добром» открылось в самом центре Вологды – на Кремлевской площади, в отреставрированном деревянном доме конца 19-го века.
– В доме расположены выставочные пространства с интерьерами разных эпох. Так жили наши вологжане, – рассказывают сотрудники пространства. – Здесь есть возможность прикоснуться к предметам старинного быта, почувствовать себя обитателем того времени, подумать над тем, что нас объединяет сегодня, а в чем мы навсегда разошлись в столетнем временном отрезке.
В здании расположились: небольшое кафе, сувенирная, книжная и антикварная лавки, выставочные экспозиции, площадки для мастер-классов и студий, кинокомната, дворик и балкон с видом на Софийский собор.
Как рассказали NewsVo сотрудники нового пространства, авторы идеи – группа частных инвесторов из Москвы, Санкт-Петербурга и Вологды, которые пожелали остаться неизвестными.
Для оформления пространства использовались предметы антиквариата из частной коллекции, которая собиралась около 20 лет.
– Мы не музей. У нас нет табличек с исторической справкой о предметах. Люди к нам приходят и погружаются в атмосферу. Кто-то вспоминает детство. Это эмоциональный рассказ о жизни вологжан в разные эпохи. Это то, что окружало нас, то, что мы любили, что с любовью передавали и хранили, – поясняют сотрудники пространства.
Здание, в котором открылось новое пространство – это Дом купца Кирилла Александровича Коковашина. Создатели нового пространства «Дом с добром» сообщают, что дом был построен в конце 19-го века, в краеведческой литературе дом датирован 1914 годом, однако выдвигается предположение, что первоначально дом был выстроен в 1830-1833 годах титулярной советницей Надеждой Иваницкой, которая построила дом на месте ветхого и на купленной ею земле. Затем он переходит по наследству дочери Анне. В 1880 году владельцем дома числится Георгий Иваницкий. Купец Кирилл Коковашин владел домом с 1912 года, он был хорошо известен в городе, имел в собственности кирпичный завод, каретную мастерскую и кузницы. Хозяйкой дома перед конфискацией в 1921 году была жена купца Коковашина.
Дом использовался как доходный. Это значит, что квартиры в нем сдавались в наем.
Известно, что в апреле 1918 года в этом доме получили временное жилье ссыльные: великий князь Дмитрий Константинович Романов и его племянница с малолетними детьми, потерявшая мужа и отца – княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухтарская.
– На каком этаже поселились квартиранты из Петрограда, точно неизвестно. Татьяна Константиновна сообщила в письме: «Живем мы в двух комнатах, которые занимаем в квартире, в которой живут старики-хозяева и 2 жилички. Ванная, уборная и кухня общая на 9 человек». Особого комфорта у квартирантов не было, и они покорно смирялись с примитивными бытовыми условиями. Единственную «уборную нужно брать с бою, т. к. она всегда занята. Когда нужно мыть руки, мы идем все сразу в уборную, но сегодня опоздали и потому детям вымыли руки одеколоном. Дяденька один устроил себе умывальник в комнате. Он живет с Александром Васильевичем…» (из письма Татьяны Константиновны).
– Перед приездом садиста Кедрова с ревизией в Вологду всех трех великих князей переводят в тюремный замок на Советский проспект в грязную, обшарпанную камеру, а затем отправляют в Петербург… Так заканчивается четырехмесячное пребывание великого князя Дмитрия Константиновича и его племянницы Татьяны в провинциальном городе Вологда, – сообщает краеведческое сообщество «Забытая Вологда».
Дом купца Коковашина по своей форме был близок к кубу и вытянут вглубь двора. Вход в дом был с улицы, а над ним устроен красивый резной балкон. Под ним – крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры. Стиль дома – модерн. Известно, что бревенчатое здание было обшито досками лишь в 1970 году.
– В результате ремонта, очевидно в середине 20-го века, утрачен балкон и главный вход доходного жилого дома 1914 года постройки. Вологодский вариант борьбы с архитектурными излишествами? – писала в своем онлайн-дневнике архитектор Ольга Малютина.
При реставрации балкону вернули первоначальную форму.