Надписи моряков XVI века на камне в Заполярье взяты под госохрану

0 85

  Надписи моряков XVI века на камне в Заполярье взяты под госохрану

Фото: Пресс-служба правительства Мурманской области

Аникеева плита, Екатерининский копец и колокольня Никольской церкви в Заполярье признаны объектами культурного наследия и теперь находятся под государственной охраной. Об этом сообщили в министерстве культуры Мурманской области.

Аникеева плита — это настоящий каменный журнал, на котором высекали записи о себе мореплаватели прошлого. Она расположена на острове Большой Аникеев, неподалеку от полуострова Рыбачий. Когда-то здесь стояла русская таможенная застава. На плите выбиты названия судов, имена и послания русских, английских, немецких, голландских, датских, шведских, норвежских моряков. Старейшие надписи датированы XVI веком, всего исследователи насчитывают более 150 автографов.

Екатерининский копец — каменный пограничный знак Российской империи на мысе Ворьема вблизи границы с Норвегией. Такие исторические артефакты встречаются достаточно редко. По мнению исследователей, знак появился после подписания и ратификации Конвенции о государственной границе в Лапландских погостах, заключенной в Петербурге 2-го (по старому стилю 14-го) мая 1826 года. Двухметровый столб сложен из природного камня и скреплен строительной смесью, на его вершине установлена гранитная плита. На лицевой стороне плиты, обращенной в сторону Норвегии, выгравированы корона и вензель короля Карла XIV Юхана, на обратной стороне плиты выбита надпись «Suomi», предположительно появившаяся после передачи области Петсамо Финляндии в 1920 году. В одном из диалектных значений слово «копец» означает межевой знак, но до сих пор остается загадкой, почему пограничный знак носит название «Екатерининский».

Колокольня Никольской церкви — памятник русского деревянного зодчества XVII века. Этот церковный комплекс больше 300 лет назад построен в селе Ковда на берегу Белого моря, он включает само здание Никольской церкви, колокольню и ограду.

— Постановка под государственную охрану и присвоение категории объекта культурного наследия — долгий и трудоемкий процесс, — отметил министр культуры Мурманской области Евгений Гоман. — Для этого требуются сложные историко-культурные экспертизы и обработка сотен документов. Работа с научно-методическим советом по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации велась три года. Историческая значимость этих объектов признана во многом благодаря упорному труду специалистов регионального министерства культуры и Мурманского областного краеведческого музея.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять